Главная Культурные новости

Международная научная конференция «Черкесы (адыги): история и современность»

Участники международной научной конференции «Черкесы (адыги): история и современность» прошедшей 25-27 апреля 2014 г. на своих заседаниях рассмотрели основные этапы и проблемы истории черкесов (адыгов), а также их место в современной России и в мире.

Результаты состоявшихся обсуждений позволяют сформулировать несколько положений, отражающих наше общее видение проблем исторического и современного развития черкесов (адыгов).

Глубина и богатство адыгской истории

Черкесы (адыги) принадлежат к числу народов современного мира, которые прошли длительный путь исторического развития. В древности, в эпоху средневековья, в новое и новейшее время они были включены в систему многообразных связей со своими ближайшими соседями – народами Кавказа, с великими цивилизациями и державами, представляя собой неотъемлемую часть исторических процессов, протекавших на Кавказе.

Исторический черкесский (адыгский) мир выработал оригинальные формы социальной и политической организации, богатую и своеобразную культуру, демонстрируя при этом открытость и способность воспринимать хозяйственные и культурные достижения народов, обществ и государств, с которыми он взаимодействовал.

Вместе с тем, определение природы традиционного черкесского (адыгского) мира как специфической исторической системы, как единицы исторического анализа представляет собой интересную и достаточно сложную проблему, которая не имеет пока общепринятого решения. Помимо этого представляется важным расширить представление о внешнем контексте существования традиционного черкесского (адыгского) мира и черкесской (адыгской) истории в целом.

Богатое и разнообразное наследие прошлого составляет основу культурно-исторической идентичности современных черкесов (адыгов), но не исчерпывает ее.

Трагедия и травма

В истории каждого народа есть события, которые занимают особое место в его историческом сознании. Таким событием для черкесского (адыгского) исторического сознания является Кавказская война и ее последствия – вынужденное переселение большей части народа за пределы своей родины, что означало крушение традиционного черкесского (адыгского) мира (исторической Черкесии). Эта масштабная историческая трагедия оставила в сознании черкесов (адыгов) глубокий след.

Представление, что история черкесов (адыгов) четко делится на две качественно различные эпохи – «до» и «после» Кавказской войны – лежит в основе современного историко-политического дискурса, получая при этом полярно противоположные трактовки.

Именно по этой причине необходимо продолжить изучение проблематики Кавказской войны и ее места в черкесской (адыгской) истории в строго академическом, научно-историческом русле, избегая оценочных суждений, основанных на сегодняшних представлениях.

Во-первых, необходимо реконструировать в строгой привязке к документам и фактам совокупность основных событий и явлений, формирующих собственно военно-политическое содержание понятия «Кавказская война» применительно к черкесскому (адыгскому) этнополитическому ареалу (Центральный и Северо-Западный Кавказ).

Во-вторых, необходимо осуществлять анализ и оценку ее содержания на фоне (или в контексте) исторической эпохи, к которой она принадлежит. Кавказская война – только один из этапов исторического взаимодействия черкесов (адыгов) и России, которое началось гораздо раньше и продолжается до наших дней. Но и в условиях своего времени она представляла собой только одно из измерений общей системы русско-черкесских (адыгских) отношений. Одновременно с этим шел процесс плодотворного культурного обмена и взаимного сближения во всех сферах жизни. Именно он заложил основу последующего совместного развития, всестороннего социально-культурного прогресса черкесов (адыгов) в составе Российского государства.

Новая эпоха адыгской истории

При всем трагизме и масштабе последствий Кавказской войны черкесская (адыгская) история продолжилась после нее, но направленность и механизмы национального развития приобрели качественно новый характер.

Обсуждение на конференции показало, что вся эпоха с 1860-х и вплоть до наших дней характеризуется принципиальным единством своего содержания. Внешне противоположные политико-идеологические формы имперского, советского и постсоветского периодов пронизываются сквозными линиями становления современных форм экономики, социальности и культуры. С политической точки зрения черкесы (адыги) сегодня не подвластное население, не подданные Российского государства, а его граждане, неотъемлемая часть формирующейся российской гражданской нации.

С другой стороны, с конца XIX века и политические условия существования, и социально-культурная эволюция черкесов (адыгов) диаспоры определялись общественным и государственным развитием Османской империи. На исходе первой мировой войны она распалась, черкесы (адыги) диаспоры оказались рассредоточены в ряде государств Ближнего Востока. На рубеже XX-XXI веков общее положение черкесов (адыгов) отражает последствия этих процессов.

В настоящее время основная часть черкесов (адыгов) сосредоточена в двух национальных (но не моноэтничных по составу населения) государствах с более или менее укоренившимися институтами демократии. Значительные черкесские (адыгские) общины остаются в арабских государствах Ближнего Востока, и все возрастающая доля черкесов (адыгов) оседает в европейских странах, в Северной Америке, в Австралии. Но нынешнее «рассеяние» черкесов (адыгов) происходит в глобализирующемся мире, в котором не остается изолированных уголков, в котором глобальная инновационная экономика бросает всем без исключения вызов конкурентоспособности, но не препятствует многообразию стилей жизни, культур, идеологий, религиозных убеждений.

Ее проявления – перемещение черкесов (адыгов) из деревни в город, приобщение к современному образованию, возрастание географической и социальной мобильности – универсальным образом действуют в черкесской (адыгской) среде повсюду. Ее последствия для этнокультурного воспроизводства черкесского (адыгского) мира неоднозначны, но попытки изолироваться от него непродуктивны и, по сути, невозможны.

Необходимо найти формы включения в этот процесс в качестве его активного субъекта. Только в этом случае остается возможность эффективно использовать плоды модернизации в экономике, социальной сфере, культуре и предотвратить угрозы, которые она несет для этнической идентичности черкесов (адыгов).

Исторические перспективы адыгского мира

21 мая 2014 года исполнится 150 лет со дня окончания войны на Северо-Западном Кавказе. При любых подходах к ней остается бесспорным, что Кавказская война представляет собой не просто драматическую, а поистине трагическую страницу истории черкесов (адыгов). И черкесы (адыги) вправе ожидать, что к ней, к жизни, страданиям и утратам их предков будут относиться с уважением.

Но перебрасывая мост в прошлое, к Кавказской войне, нельзя забывать, что черкесов (адыгов) от нее отделяет не пропасть и вакуум, а полуторавековой процесс совместного социального и культурного развития, постепенной и поэтапной интеграции народов региона в единое гражданское сообщество Российского государства.

Обращаясь к прошлому, не обязательно поворачиваться спиной к будущему. А «с точки зрения будущего» нет абсолютно противоположных и несогласуемых подходов к истории. Задача профессиональных историков заключается не в том, чтобы «ломать копья» по поводу прошлого, а в том, чтобы изучать его во всей полноте как совокупный опыт всего российского общества. Только в таком случае, изучая прошлое, помня прошлое, народы и общества будут свободны от власти этого прошлого. Историю изучают не для того, чтобы прошлое властвовало над новыми поколениями, а для того, чтобы они могли взять будущее в свои руки и быть его полновластными хозяевами.

Выигрышная позиция для черкесов (адыгов), которые живут на своей родине – в России, на Северном Кавказе – состоит в том, что они включаются в процесс модернизации как социум и имеют возможность влиять на процесс модернизации через государственные институты в своих республиках и через государственную политику федерального центра. Инициативное и активное участие черкесов (адыгов) в процессах региональной модернизации представляло бы общий интерес для Российского государства, для черкесской (адыгской) диаспоры за рубежом и для всех народов Северного Кавказа.

Современные черкесы (адыги) как один из народов России сталкиваются с той же проблемой цивилизационного развития, что и Россия в целом: проблемой модернизации и эффективной интеграции в геоэкономику и геокультуру XXI века при сохранении своей культурно-исторической идентичности. В общем прошлом и в нынешнем единстве черкесов (адыгов) и России реализуется их закономерная социально-культурная конвергенция в процессе поиска новой жизни. В этом – глубинное содержание текущей фазы развития, и в этом – историческая перспектива современного черкесского (адыгского) мира.

* * *

Сложность и взаимосвязь проблем исторического и современного развития черкесов (адыгов) требуют продолжения специальных исследований по всем направлениям, обозначенным на конференции.

Работа конференции свидетельствует о плодотворности международного научного сотрудничества и перспективности развития междисциплинарных подходов к изучению черкесской (адыгской) истории и современности.

Участники конференции подтверждают свою готовность к дальнейшему сотрудничеству для достижения указанных целей.

Источник sk-news.ru

06 Май 2014