Главная Статьи

СЕРЕБРО

Археологические находки свидетельствуют о знакомстве аборигенного населения, заселявшего территории Кабардино-Балкарии, с металлообработкой с древнейших времён. Издревле людям сопутствовали и предметы, изготовленные из серебра.

Музейные предметы свидетельствуют о широком распространении в период средневековья серебряной утвари, показывают их роль в семейных и общественных обрядах, в застолье, в одежде, в вооружении, конском уборе.

Источником сырья для торевтики служила здесь добываемая серебряная руда. В начале XVII в. Серебряной рудой на территории Кабарды заинтересовалась Россия, и с 1627г. по 1629г. велись разведывательные работы. Направленная сюда экспедиция подтвердила содержание серебра в руде, которая доставлялась с Терский город самими кабардинцами, но место выхода серебряной руды не были показаны членам экспедиции, добыча серебра составляла профессиональную тайну немногих лиц. В конце XVIII в. – первой половине XIX в. Серебро поступало к местным мастерам из России через скупщиков. С середины XIX ввоз его из России практически прекращается.

Сырьём служили и серебряные изделия более раннего времени, не удовлетворявшие по какой-то причине заказчика, что повлекло за собой исчезновение из этнографического быта ранних образцов серебряного производства.

Ювелирное искусство играло значительную роль в хозяйственной жизни. Оно удовлетворяло потребности в художественных изделиях.

Подвеска височная Местное ювелирное искусство самобытно и, неповторимо по своему характеру и особенностям. Орнамент на ювелирных изделиях – растительно – геометрический. Характерная черта рисунков – широта замысла и богатство творческой фантазии.

Существовало несколько способов украшения металла орнаментом: гравировка, чернь, чеканка, ковка, литье, филигрань, насечка, зернь, эмаль, тиснение.

Женское нагрудное украшение Исключительно большое распространение имела техника чернения серебра. Чернь широко применяли при украшении таких изделий, как кинжалы, металлические принадлежности седла, мужские и женские пояса, кольца, серьги, пуговицы, браслеты. Чернью же делали надписи на ювелирных изделиях.

Златокузнецы довольно широко использовали для украшения изделий насечку. Инкрустация производилась по металлу, кости, рогу как золотом, так и серебром. Украшали насечкой кинжалы, шашки, ружья, декоративные предметы седельной сбруи и т.д. Но такого широкого распространения как чернь или гравировка, насечка не имела.

Часто при изготовлении ювелирных изделий мастера применяли филигрань (накладную и сквозную), которой украшали женские пояса, шапочки, браслеты и т.д. На ажурных изделиях встречается сочетание филиграни с зернью.

К числу не многих украшений из серебра, которые изготавливались в технике литья, относятся женские нагрудные застежки.

Национальное седло Обобщенный учеными – этнографами материал по ремеслу показывает, что в изготовлении поясов, нагрудников, оправ для кинжалов, украшении седел, в чернении своих изделий кабардинские мастера не имели соперников и оказывали влияние на изобразительное искусство других народов. Например техника чернения серебра заимствована казахами, у пятигорских черкесов.

Женский национальный поясАнализ фондовых коллекций позволяет сделать вывод о том, что местное ювелирное искусство приходит в упадок во второй половине XIX в. – начале XX в., что было вызвано Кавказской войной, проникновением капиталистических отношений в хозяйство.

Мастера продолжали заниматься ювелирным делом до 30-х годов XX в., то есть до той поры пока еще носили национальные костюмы и была нужда в их украшении принадлежностями национальной одежды – мужскими и женскими поясами, женскими нагрудниками.

Н. И. Емельяненко